Редкий скрапбукер не знает Питерский Скрапклуб (есть ли такие вообще?), и имя "Катя Жукова" обычно ассоциируется именно с ним. Но ведь Скрапклуб - это лишь часть Екатерины Жуковой. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Питерского Скрапклуба, знаток и исследователь родословных, фанат истории семьи и просто чудесный человек и разносторонняя личность.
Встречайте - Екатерина Жукова.
Корр: Катя, здравствуй! Расскажи нам о себе. Поведай, давно ли ты скрапбукер? Это увлечение как-то пришло в твою жизнь (как это случилось со многими), или ты всегда сохраняла истории и просто однажды узнала, что это называется скрапбукинг?
Катя: В моей жизни скрапбукинг провел черту между До и После. "До" я была бухгалтером. Даже, наверное Бухгалтером, с большой буквы. Редко можно встретить человека, который сказал бы, что бухгалтерия - это увлекательно. Для меня же эта профессия была призванием. За 6 лет работы от обычного бухгалтера-товароведа в региональном филиале я выросла до внутреннего аудитора всего холдинга в Москве. А бухгалтерия под моим руководством получала безусловное положительное аудиторское заключение. И я даже помыслить не могла, что стану работать кем-то еще.
Во внерабочее же время я вышивала крестиком. Увлечение это пришло во время беременности первым ребенком. У кого-то бывает токсикоз, тяга к каким-нибудь продуктам, а я - вышивала всё свободное "беременное" время. С мужем мы постоянно куда-нибудь ездили на машине. В выходные по интересным пригородным местам, в отпуск уже подальше: Соловки, или горы Адыгеи, или Ладога, или Онега. До сих пор помню то ощущение ожидания «завтра в дорогу».
В 2007 году я вернулась из Москвы обратно в Санкт-Петербург, родила второго ребёнка. И вот тут наступило "После". До этого момента я интернет воспринимала только в качестве помощника в работе: новости, бухгалтерские форумы, документы, мнения по спорным вопросам. Глядя на мужа, много сидящего вечером в компьютере, искренне не понимала, что там можно так долго смотреть? Ну, анекдоты почитать и всего-то. Однако когда родился ребенок, и я фактически оказалась закрыта в четырех стенах с двумя детьми (муж еще оставался работать в Москве и приезжал в Питер только на выходные), интернет оказался единственной связью с миром. Я нашла питерский форум родителей. Сначала читала детские ветки, потом заглянула в раздел рукоделия, зацепилась за незнакомое слово скрапбукинг и… И понеслось. Не могу сказать, что я всегда была скрапером, но мой школьный фотоальбом вполне подпадает под это понятие: там есть и рисунки, и записи, и украшения. К фотографиям из автопутешествий я старалась по возможности что-нибудь приписать. Сохраняла рекламки из гостиниц, в которых мы останавливались. А тут - рождение ребенка, самое сладкое время для фотографий - и скрапбукинг во всей красе. Мир перевернулся. Я забросила вышивку, через полгода с подругой с форума организовала Скрапклуб. И это стало моей жизнью.
Корр: Многие мечтают превратить своё хобби в работу. Тебе это удалось. Так?
Катя: В итоге от хобби осталась только романтическая идея. Производство печатей – это уж точно не хобби. Есть очень большая разница между работой на кого-то и работой на себя. Как бы ни была увлекательна твоя работа, все вечера, выходные, отпуск - это время принадлежит тебе. Но когда ты работаешь на себя, у тебя нет ни выходных, ни вечеров, ни отпуска. Однажды, устав от череды неприятностей, я попала к астрологу. И она мне сказала, что моя карма - нервничать. И лучше нервничать из-за работы, чем из-за семьи. И лучше всё время нервничать из-за мелочей, чем решать крупные проблемы. Подумав, я поняла, что это действительно так. Стоит только расслабиться, подумать, что всё наконец-то работает как отлаженные часы, судьба тут же ткнёт носом: заболеют все сотрудники, сломается оргтехника, взорвутся лампы в камерах, материалы для печатей вдруг поведут себя совершенно не так… Последний такой памятный момент произошел в Турции - дня через три после прилета, втянувшись в этот расслабляющий ритм, я решила не идти после обеда проверять эл.почту, надо же наконец-то начать отдыхать и забыть о работе. Не прошло и получаса, как мне позвонила Люся и сказала, что у них сломались обе экспокамеры для печатей, и они не знают что делать с этим, а через неделю нужно отдавать большой заказ. Больше расслабляться я себе не позволяла, пусть уж работа будет постоянным жизненным фоном. Поэтому можно смело утверждать, что Скрапклуб это 100% моей жизни.
Корр: Не может быть, что целых 100%! А как же муж, дети, семья?
Катя: Моя семья, дети - это тоже моя жизнь и немаловажная ее часть. Конечно, я не идеальная мама, с этим я давно смирилась. Что толку корить себя? Ну будешь совсем задерганной мамой, но идеальной все равно не станешь. Есть те, кто с удовольствием занимается домашним хозяйством, сидит с детьми, лепит, рисует, гуляет по несколько часов на площадке. А есть такие как я, у которых работа не менее важна в жизни, чем дом. Очень тяжело совмещать это все в таком рабочем режиме, но в итоге я просто выделила один день в неделю, который я целиком провожу с семьей. Летом мы по-прежнему часто ездим на природу с палатками, а вот с дальними автопутешествиями пришлось пока завязать.
Корр: Вот тебе и выходной! А для друзей есть место в твоём строгом расписании?
Катя: С друзьями при таком жизненном ритме все очень сложно. Когда приходишь каждый день домой полдевятого, находить время на друзей физически невозможно. Даже для подруги, которая живет буквально в соседнем доме. Поэтому мой самый лучший друг - это муж. Я могу обсудить с ним все что угодно, у нас совпадающие интересы, а в части несовпадения мы принимаем друг друга такими, какие мы есть.
Корр: В одном из своих постов в блоге ты называешь Херитаж фундаментом для скрапбукинга, и не согласиться с этим сложно. В выпуске №3-2014 журнала "Скрап-Инфо" о Херитаже опубликована твоя статья. Буду ли я права, если скажу, что любимый твой стиль - херитаж?
Катя: Давай определимся, что же мы вкладываем в понятие стиля Херитаж. Деление на стили у нас достаточно условное, никакой научной базы под него не подведено, можно встретить довольно разные мнения, в корне отличающиеся друг от друга. Поэтому обсудим концепцию. Первоначальная трактовка Херитажа, принятая в нашей стране, состояла в том, что это стиль оформления старинных фотографий. Это почти винтаж, но только здесь нужно использовать настоящие старинные меморабилии, а страницу нужно состаривать так, чтобы она выглядела ровесницей фотографии. Вот такое понимание стиля мне не близко ни по сути, ни по содержанию. Винтаж и состаривание - абсолютно не мое, я не могу в этом стиле что-то делать. К тому же старинных, довоенных фотографий у нас в семье наберется в лучшем случае с десяток - этого ни на стиль, ни на альбом не хватит.
Поэтому я сторонник другой концепции. Херитаж - это идея. Суть стиля - создание альбома об истории семьи, передающегося из поколения в поколение. В нем содержится информация о каждом поколении, основные фотографии, семейные традиции и предания. Можно сказать, что у такого альбома есть начало, но нет конца. В нем главное не оформление, а содержание, - то, что вы передаете дальше. В нем недостаточно просто красиво оформить фотографии, в нем нужно рассказать о жизни этих людей, и тогда это действительно станет Наследием. Такое понимание Херитажа я и считаю фундаментом скрапбукинга. Но работ в таком стиле у меня почти нет. Небольшой альбом с бабушкиными фотографиями я делала как раз для публикации в "Скрап-Инфо", и все. Не удивляйся. В рамках нашего проекта я собрала уже столько информации - воспоминаний, записей, копий документов, что ни в какой альбом они не влезут, да и фотографий у меня совсем мало. Я изначально решила сделать что-то типа домашнего архива, в котором найдется место и для скрапстраничек, и для записей. Сейчас как раз приступаю к его оформлению.
Корр: Есть ли у тебя кумиры в скрапбукинге, в херитаже? Ну, такие скрап-мастерицы, работы которых вдохновляют, восхищают и побуждают повторить?
Катя: Вопрос не из лёгких, однако у меня есть один кумир - Люда Punta-Cana. Она не делает херитаж, и уже 1,5 года ничего не делает, но для меня она является олицетворением всего того, что я думаю о скрапбукинге. Ее странички бесподобны, целые истории из жизни ее ребенка, год за годом. Каждое украшение имеет свой смысл, но они при этом незаметны, все внимание фотографиям и журналингу, их хочется смотреть и читать снова и снова.
А вообще, кумиров в этом стиле быть не может. Херитаж - это настолько личное, индивидуальное, связанное исключительно со своими фотографиями и вещицами, что равняться на кого-то другого просто невозможно, как и повторить чужую работу. Либо это будет уже не херитаж. Это не похвастушки, это семейная реликвия. Из маминого детства мне достался блокнотик для пожеланий и стихов - на каждом листочке там приклеены вырезанные из открыток цветы и есть несколько записей от родных. Будучи сделанным сейчас, он выглядел бы как работа из детского сада. Но спустя 50 лет, это такая ценность! Поверь, если до наших правнуков доживет такой блокнот, альбом или архив - меньше всего они будут ценить в нем соблюдение канонов оформления.
Корр: Знаю, что многие включают в семейные альбомы фото и рассказы о своих питомцах, считая их полноправными членами семьи. У тебя есть питомец? Для него найдётся место в истории вашей семьи?
Катя: В детстве мне не разрешали иметь животных из-за маминой аллергии, но два раза на даче я находила в лесу черепах. Первая благополучно даже перезимовала с нами в городе, а потом сбежала на прогулке. Вторая была найдена следующим летом так же в лесу, но так же сбежала спустя месяц. А к 16 годам мне купили собаку. Сейчас у меня уже пятая собака - немецкая овчарка Маркус. Безусловно, все они оставили определенный след в моей жизни, а последние три и в истории нашей семьи. И есть моменты, которые мы храним в памяти. Рассказать я могу о них много, и фотографии есть. Но, честно говоря, никогда не задумывалась о том, чтобы заскрапить именно их историю. Куда большее место в нашей семье занимают сами люди.
Корр: Да, кстати о работах вообще: успеваешь ли ты скрапить для себя?
Катя: Ох, я сапожник без сапог. Королева незавершенных проектов. В отличие от других скрапмастериц, которые занимаются хобби в свободное от работы время, я как раз скрапить могу только на работе. А вычленить несколько часов, когда тебя никто не отвлекает, и ты можешь отодвинуть все дела - это почти нереально. А уж если посмотреть, как скрапит Люся (Примечание: Людмила Соловьева, сестра Екатерины Жуковой, дизайнер Питерского Скрапклуба), то руки сами опускаются. Поэтому для себя я нашла такой выход. Из поездок я привожу ворох записочек и фотографий. Летом, когда рабочий накал слаб, я могу найти время заскрапить пару страничек 30х30. Но альбомы я прошу сделать сестру, дописывая в них потом свой журналинг. Или мы занимаемся совместным творчеством - к поездке в Париж она сделала для меня заготовку для тревел-бука, а наполняла его и добавляла странички уже я сама.
Корр: В последнее время замечается тенденция преобладания "декоративного" скрапа. То есть странички и альбомы невиданной красоты, и зачастую за этим богатством и изобилием украшений не видно историю, нередко странички даже не сопровождаются журналингом. Как ты к этому относишься?
Катя: А как к этому относятся сами мастерицы? Что для них скрапбукинг? Для чего они тратят столько времени, сил и денег? Представьте, что прошло уже много-много лет, вас уже нет на свете, а ваши альбомы смотрят ваши внуки, правнуки. Что смогут они о вас узнать? Историю вашей жизни, или только ваше умение красиво украшать фотографии? Ваши альбомы сумеют сблизить вас, протянуть эту ниточку между поколениями, или останутся красивой безделушкой чужой жизни?
Наверное, я ортодоксальный скрапбукер и воспринимаю это творчество как часть жизни, а не арт-терапию. Не обязательно быть художником или дизайнером, чтобы скрапить - суть скрапбукинга не в этом. "Декоративный" скрап нормален для рекламных работ, когда они создаются для продвижения материалов, чтобы показать как можно их использовать. Это допустимо в рамках работы в дизайн-команде. Но скрапить так для себя лично - это мне не понятно совершенно. Мы уходим в "украшательство", теряя смысл за внешним антуражем. Ведь для чего мы вообще фотографируемся, задумайтесь? Поймать момент, запомнить зрительно его. А для чего мы тогда скрапим? Ведь скрапбукинг, настоящий скрапбукинг - это сохранение истории жизни с помощью фотографий. Ведь зачастую, если почитать описание к таким работам, мастера там описывают, где была сделана фотография, кто на ней, что они думали, что чувствовали. Значит важно для них это, не просто так. Но если страничка без этого описания не передает эту информацию - тогда зачем она? Если все равно приходится рассказывать - почему бы это не записать сразу на ней?
Осуждать или критиковать кого-то я совершенно не вправе. В конце концов, это просто хобби. Каждый понимает и претворяет его по-своему. Кому важна именно жизнь, ее события, кому дороги эти моменты и они хотели бы сохранить их пусть даже для себя (ведь со временем и наши воспоминания стираются из памяти) - они скрапят по-настоящему, на их страничках декорации никогда не перевешивают историю. У тех же, кому в этом хобби более важно "посмотрите, как я умею", у них начинает перевешивать "декоративный" стиль. Для кого-то скрапбукинг - это вообще только открытки. И то и другое имеет полное право на жизнь, но каждое ли воплощение можно называться настоящим скрапбукингом?
Корр: А вот проект "История семьи..." - это ведь колоссальный труд, за который ты под каждым этапом получаешь массу благодарностей от участников и просто читателей. Скажи, что этот проект дал тебе лично (кроме открытий в родословной, разумеется)?
Катя: Я интроверт, в детстве у меня практически не было друзей, а одиночество никогда не тяготило. Я стала жить одна примерно с 20 лет, а семейные обстоятельства были такими, что и родственные связи с родными не поддерживались. Я привыкла к такому образу жизни, закрытому миру, где есть я, ребенок, муж, а все остальное - за этой гранью. Важно только здесь и сейчас. Первый звоночек, что это может быть не совсем верно, прозвенел на свадьбе у двоюродной сестры. Там было огромное количество родственников по папиной линии, все были знакомы, общались, улыбались, а я, в лучшем случае, могла узнать только пару дядь и тетю. Регистрация была в старинном особняке на Английской набережной, фуршет в одном из залов, в библиотеке, отделанной темным деревом. И вот, все стали собираться для общей семейной фотографии. И атмосфера этого зала, и общность всех собравшихся как-то очень больно укололи меня: "...вот это большая семья, они все вместе, поддерживают друг друга. И ты бы могла быть среди них равной, а ты одна..." Но одного события мало, чтобы перестроить свой мир.
Когда я начала этот проект, мне, естественно, пришлось общаться с родственниками. И я рада, что есть повод возобновить эти связи. Я почувствовала себя членом этой большой семьи. Узнавание жизни умерших поколений, попытка прочувствовать, как же они жили в то время, каково это было быть купеческой дочкой в революцию и Гражданскую войну, что пережила моя прабабушка перед смертью в первую блокадную зиму, как дедушка писал свои научные труды зная, что их не опубликуют, а его в любой момент могут арестовать - все это раскрыло границы моего мира, связало историю из учебников с настоящей жизнью. Это перестало быть словесными декорациями.
Корр: Участвует ли твоя семья в этой идее?
Катя: Как правило, по-настоящему историей семьи в лучшем случае интересуется 20% родных. Для нашей семьи это не исключение, я и являюсь этими 20%. Мои рассказы могут выслушать с интересом, но не более. Но когда я узнала историю фамилии мужа, что она досталась не от какого-то проходимца, бросившего беременную бабушку, а от ее первого мужа, пропавшего без вести в войну, и любимого ею до самой смерти, ситуация изменилась. Я даже нашла место его захоронения на сайте Мемориал, а после этого уже и муж подключился к поиску, ездил к дальним родственникам за сведениями. Даже его папа, обычно почти отмахивающийся от вопросов, однажды на даче весь вечер рассказывал нам свои воспоминания о жизни.
Корр: Просто потрясающе, Катя. Тебе удалось-таки разбудить в родственниках родные ноты. Все люди живы, пока о них помнят. А думала ли ты когда-нибудь о том, какие сведения о себе лично ты хотела бы оставить внукам-правнукам?
Катя: Ну, я прожила еще даже не половину жизни, а большое видится на расстоянии, и пока рано об этом говорить. Но точно знаю, что обязательно запишу свои воспоминания о детстве в СССР.
Корр: Обязательно запиши. И спасибо тебе за такой содержательный рассказ. Есть над чем задуматься, есть над чем работать, есть что впомнить и ещё есть у кого спросить. Спасибо. А напоследок попрошу рассказать три факта о себе. В блоге нашего журнала это стало традицией: герой интервью приводит три факта из своей жизни, но два из них - чистая правда, а один - выдумка.
Катя:
1. В 6 классе я завела цыплят. Какой-то птицефабрике хватило ума послать в город машину продавать эти желтые пушистые комочки. Конечно, дети их напокупали, всего-то 5 коп. Вечером, когда пришли родители, сдать цыплят обратно уже не было возможности. Так я их и завела. Жили они сначала в большой коробке на кухне. Но после того, как один выпрыгнул прямо на горящую плиту, пришлось перебазировать их на лоджию. Желтые комочки превратились в двух белых петушков и курочку. Петушки по утрам кукарекали. У одного был сиплый голосок, а второй кричал на славу. Я гуляла с ними на газоне около дома. Чтобы не перепутать с цыплятами подруги, своим я на крыльях ставила метки синим маркером. А потом они совсем выросли, и мы их съели.
2. В 19 лет я влюбилась в бандита. В самого настоящего, вора, в бегах. Он был старше меня на год, красивый, и также потерянный в душе, как и я. Глядя сейчас на свою дочь я не понимаю, какая тогда могла быть любовь. Но она была, да такая… Я готова была идти за ним на край света, забыть про все нормы морали, во всем мире существовали только он и я. Однажды он сказал, что уходит от меня, что мне, такой девочке из интеллигентной семьи, совсем ни к чему связывать жизнь с ним. Его старшие что-то натворили, всех уже арестовали, он один сумел скрыться, но его ищет милиция. Сейчас он уезжает из города и зашел проститься навсегда. Я ответила, что если он сейчас уйдет, я брошусь в этот лестничный пролет, потому что жить без него не смогу. Он остался, но не потому, что поверил. А я бы прыгнула, я знаю.
3. В 2001 году я участвовала с мужем в соревновании Ладога-трофи, вызвалась штурманом. Я всегда с ним ездила на разные покатушки, у нас тогда было несколько УАЗиков, так что к ориентированию по карте в лесу, преодолению грязи, канав, броду и т.п. мне было не привыкать. Муж отговаривал, но у него действительно никого не находилось на эту роль, и поехала я. Не зря он меня отговаривал. Одно дело катание с друзьями в собственное удовольствие, другое - спецучастки, где все идет на время, где перед тобой размесили грязь уже не одним автомобилем, а штурман должен помогать не изнутри кабины, а снаружи. Броды, где не всякая машина проезжает, а некоторые и уплывают. И болото Неодолимое, через которое мы проходили почти 10 часов, а 26 экипажей так и остались в тот день ночевать прямо там. Нужно забыть, что ты женщина, что грязно и мокро, а иногда даже страшно. Я ходила в химзащите, потому что никакие резиновые сапоги не спасут от выхода в глиняную колею. Это такое испытание, что техники, что характеров. Часть машин отсеивается в первый же день, а две трети просто не доходят до финиша. Из-за поломки мы тоже не дошли до конца. Если вы удивляетесь тому, что гонит ваших мужей в плохую погоду на рыбалку, - поверьте, это несравнимо с тем, что гонит мужей в такие рейды. Это за гранью женского понимания.
Корр: Дорогие друзья! Мы предлагаем вам определить - какой из фактов вымышленный. Самый догадливый, первым оставивший комментарий с правильным ответом, получит от нас приз - самый свежий выпуск журнала "Скрап-Инфо" или один из прошлых журналов по выбору (из имеющихся на складе). Как обычно, на угадайку у вас - одна неделя. Ответы принимаются до 11-го ноября включительно.
upd: итоги угадайки - здесь
Спасибо за такое интересное интервью!
ОтветитьУдалитьМне кажется вымышленный факт №2
Спасибо за интервью, очень интересно :) Чувствуется, какой Катя глубокий и вдумчивый человек:)
ОтветитьУдалитьВообще такую тему затронули... Острую:)) Некоторые мысли я сама почти слово в слово озвучиваю, особенно про описание к работам в постах - вот меня тоже всегда это поражает, когда в посте история интересная, а на страничке про нее ни слова.
А вообще это бесконечный спор - история семьи или арт-терапия, смысл или украшения, журналинг или эмоции, которые следуют читать в разливах краски =)
Мы все такие разные, и это прекрасно!
Интервью и правда классное! Я за вариант 1
ОтветитьУдалитьЧто-то подсказывает мне, что вымышленным является первый факт.
ОтветитьУдалитьЯ могу поверить и в сильную любовь.. особенно в перестроечное время.. .и могу поверить в то, что было трофи... но вот с цыплятами как-то... тяжело... особенно учитывая что дело было в Питере.
Такие факты все интересные :)
ОтветитьУдалитьПредположу, что вымышленный 1
Да. и мне кажется,что цыплята не были съедены)))), и что первый факт-вымысел.
ОтветитьУдалитьа я скажу третий) раз никто его не назвал
ОтветитьУдалитьвообще очень интересно было почитать интервью, увидеть как это заниматься скрапом с другой стороны) у меня со скрапклубом связаны приятные воспоминания, потому что именно у Кати я заказывала свои именные штампы и пользуюсь ими до сих пор)
сильное глубокое настоященское интервью! спасибо за него!
ОтветитьУдалитьрада этому знакомству с Катей! с
спасибо а этот "разговор"...скрапбукинг с внутренней стороны, глубокие размышления...о важном, значимом...
слово "настоященское" здесь главное )))) спасибо Кате за серьёзный подход! )))
УдалитьОчень интересная статья!
ОтветитьУдалитьДайте, пожалуйста, ссылку на блог Екатерины.
У Кати нет личного блога, а ссылка на блог Питерского скрапклуба, где она ведет проект по истории семьи, есть в самом первом предложении.
УдалитьНа самом деле у меня есть блог :) http://karitazh.blogspot.ru/, но пишу я в нем очень редко.
УдалитьПасиб)) Интересно и то и другое.
УдалитьПрочитала всё с большим интересом. Спасибо! И ничего не могу поделать с собой)))), но верю всем трем фактам.
ОтветитьУдалитьСпасибо Кате за такие подробные и интересные ответы!
ОтветитьУдалитьДа, очень интересное интервью! Такое осмысленное! Я за 2 вариант...
ОтветитьУдалитьДевочки, спасибо вам за теплые слова. Мне очень приятно было читать комментарии.
ОтветитьУдалитьВеликолепное интервью! Рада была узнать больше о Кате!
ОтветитьУдалитьЦенная мысль про журналинг!
Думаю, вымышлен первый рассказ. Разве были тогда маркеры?
маркеры тогда были :) на уроках учителя использовали пленочные проекторы - писали на пленке, а это проецировалось на экран
УдалитьКатя и Надя, спасибо вам за интересное интервью! я вот с Катей как будто немного знакома, а на самом деле и вовсе нет. Как будто сама с Катей побеседовала!
ОтветитьУдалитьКакое замечательное интервью! Совершенно точно заданы вопросы и человек раскрылся так полно, ёмко... Душевная беседа получилась скорее, чем просто "вопрос-ответ". И очень радостно было читать о такой глубокой, обдуманной, пусть даже и ортодоксальной позиции.
ОтветитьУдалить